За последний год в России средняя заработная плата учителей выросла более чем на 20% и составила почти 37 тысяч рублей в месяц.
При
этом сами педагоги особого повышения своего благосостояния не
почувствовали: большинство вынуждены подрабатывать, а у половины
нагрузка в школе возросла. Такие данные приведены в исследовании
директора Центра экономики непрерывного образования Российской академии
народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Татьяны
Клячко.
- Десять лет назад в России было 1,7 миллиона
педагогов, а сейчас только 1,2 миллиона. При этом средний возраст
школьных преподавателей приближается к пенсионному, но возрастные
педагоги не спешат уходить на пенсию, - комментирует Татьяна Клячко. -
Выпускники педвузов, владеющие новыми методиками и технологиями,
зачастую просто не попадают в школы.
Сейчас, ради повышения
средних зарплат до среднего уровня по экономике региона, директора
сокращают учителей, увольняют вспомогательный персонал: психологов,
логопедов, от каждого сотрудника требуют выполнять все больше работы.
Из-за возросшей нагрузки у педагогов нет ни сил, ни времени на повышение
квалификации. При этом серьезное улучшение своего уровня жизни заметили
в регионах, от 2,1 до 6,7 % учителей.
Складывается ситуация,
когда чиновники утверждают, что учителя теперь стали вполне
обеспеченными людьми, и с них можно требовать полноценной работы. И если
в столице, где средняя зарплата приближается к 90 тысячам рублей в
месяц, это вполне справедливо, то в Калмыкии, Тамбовской, Брянской
областях, в Алтайском крае и других регионах, где средняя зарплата
колеблется вокруг 20 тысяч рублей в месяц, эти заявления, мягко говоря,
звучат странно.
В целом картина, по результатам исследования,
выглядит так: 70% учителей считают, что их доходы не изменились или
выросли незначительно. Существенный рост своей зарплаты ощутили около
10% педагогов. И столько же - некоторое сокращение. И еще 4-5% учителей
признались, что им в последнее время стали платить намного меньше. В то
же время Чтобы свести концы с концами, половина учителей вынуждены
подрабатывать при малейшей возможности.
|