Сайт учителя начальных классов
Соловьевой Ольги Игоревны



Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Вход на сайт
Меню сайта
Категории раздела
Актуальные вопросы образования [6]
Документы [1]
Мини-чат
Участвуем!
Гимназисты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Кто был сегодня:

Поиск
Общение
Календарь
Наш опрос
Какого возраста Ваш ребёнок?
Всего ответов: 488
Пользователи
  • budo
  • bezzaponnaya
  • zhanetahubieva
  • deniszhelakovich
  • svetlana_besedin
  • Главная » Файлы » В помощь учителю » Актуальные вопросы образования

    Формирование универсальных учебных действий средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова
    01.11.2014, 11:31

     Федеральный государственный стандарт начального общего образования (2009 г.) и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют единое психолого - педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского. Понятие "зона ближайшего развития", введенное в психологический лексикон ученым, позволило сформулировать положение о том, что именно обучение ведет за собой развитие. А это, в свою очередь, дало возможность Л.В. Занкову более 50 лет назад выстроить систему развивающего обучения, цель которой - оптимальное общее развитие каждого ребенка, что полностью совпадает с целью, поставленной перед российским образованием разработчиками Конце пции новых ФГОС, где говорится: «целью и смыслом современного образования является развитие личности».

    Совпадение целеполагания и психологических основ системы Л.В. Занкова и ФГОС НОО означает, что средствами развивающей системы Л.В. Занкова могут быть в ыполнены Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования .

    Потенциал учебно - методического комплекта системы Л.В. Занкова для формирования универсальных учебных действий (УУД)

    В Стандарте принципиально н овыми являются Требования к трём группам результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования , включающ им освоение обучающимися УУД (личностных, метапредметных результатов образовательной деятельности).

     

    Из содержан ия схемы вытекает, что УУД (личностные и метапредметные)

    1) формируются и развиваются на том же предметном и межпредметном (интегрированном) содержании образования, что и предметные умения и навыки в неразрывном единстве с ними;

    2) развиваются в неразрывном единстве друг с другом (имеется в виду, что невозможно изолированно друг от друга формировать разные виды УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные).

    Рассматривая возможности учебно - методического комплекта системы Л.В. Занкова, мы будем опираться именно на их неразрывную взаимосвязь.

    При организации учебного процесса в системе Л.В. Занкова у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД . Чтобы раскрыть это утверждение, необходимо принять в качестве аксиомы утверждение о том, что цель обучения - развитие личности ребенка. Это означает, в первую очередь, осознание ребенком процесса учения . Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению,  способность к самооценке и т.п. составляют комплекс ЛИЧНОСТНЫХ УУД.

    Поскольку в системе Л.В. Занкова ребенок является субъектом процесса, он учится принимать и сохранять учебную задачу , самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п., то есть развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

    Целью действующего ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно - следственные связи, создает высказывания в устной и письменной форме, использует общие приемы решения задач и т.п.

    Необходимо, чтобы на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы учитель мог определять зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на нее. Из этого следует, что часть вышеназванных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации, то есть в процессе учения они будут контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут созданы условия для развития КОММУНИКАТИВНЫХ УУД.

    Повторим, что осуществлять процесс учения, подчиненный цели - оптимальное общее развитие каждого ребенка – можно только, развивая в единстве все виды УУД, полный перечень которых представлен во ФГОС НОО и учитывается при разработке раздела «Программа формирования универсальных учебных действий» основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении.

    С точки зрения развивающего обучения, именно так - и только так - и должен быть организован учебный процесс, в котором происходит общее развитие ребенка, развитие всех сторон его личности - и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной , и духовно - нравственной сфер и при этом сохраняется его физическое и психическое здоровье. Такое понимание общего развития описано Л.В. Занковым, на таком понимании общего развития выстроена его дидактическая система и все занковские учебно - методические комплекты, разработанные за последние пять с лишним десятилетий.

    Категория: Актуальные вопросы образования | Добавил: учитель
    Просмотров: 376 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/5
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]